Тибетский лама

А-Б

А

АБХИНИВЕША (Abhinivesha) Это слово означает чувство собст­венности, связанное с привязанностью к земной жизни. Абхинивеша про­является как зависимость от вещей и страх перед смертью, которая озна­чает потерю всего, что человек накопил. Скупой любит свои деньги и боится смерти, потому что смерть отнимет их у него. Тем, кто страдает этим недугом, я скажу, что никому еще не удалось пронести хотя бы пенни в следующую жизнь!

АВАСТХА (Avastha) Это одно из трех возможных состояний соз­нания:

1. Бодрствование, во время которого человек находится в теле и в той или иной мере осознает происходящее.

2. Сон со сновидениями, в котором фантазии разума смешиваются с реальностью, переживаемой в ходе неполноценного астрального путешес­твия.

3. Глубокий сон тела, при котором человек не видит сновидений, но способен осуществлять астральные путешествия.

АВАТАРА (Avatara) Это очень редкая в наши дни личность, для которой характерно отсутствие кармы. Аватара не обязательно является человеком, однако, как правило, принимает человеческий облик для того, чтобы помогать людям. Замечено, что аватара, будь это мужчина или женщина, всегда выше ростом, чем обычные люди.

В христианской Библии вы читали об ангелах, которые опускаются в глубины земного ада, чтобы прийти на помощь страдающему челове­честву.

Аватары появляются, когда миру угрожает опасность или когда все человечество находится под угрозой. Вы можете не узнать аватару, пото­му что зачастую он сильно страдает. Дело в том, что он чист духовно, и поэтому для продолжения земного существования ему нужно страдать. Аватару можно сравнить с глубоководным ныряльщиком, который вы­нужден прикреплять к телу груз для того, чтобы опуститься в глубины темного и таинственного моря.

Если ты не очень чист, тебе будет трудно узнать аватару, потому что он не станет рекламировать себя по телевидению. Аватара никогда не скажет тебе, что ты попадешь на небеса лишь в том случае, если выпишешь какой-то ежемесячный журнал!

АВЕША (Avesha) Так называют вселение в тело другого человека. Дело в том, что иногда аватаре для выполнения своей уникальной миссии приходится использовать чужое тело. Он может вселиться в него лишь с разрешения хозяина этого тела. Спустя приблизительно семь лет, но не более, аватара полностью преображает это тело, каждую его молекулу, и только тогда оно начинает по праву принадлежать ему.

Здесь есть два интересных момента. Многие спрашивают: «Как мож­но заменить все молекулы?» Ответом может служить простой электроли­тический процесс, в ходе которого молекулы переходят от одного электро­да к другому. Так, один из образцов может быть покрыт тончайшим слоем золота.

И второе: иногда аватара поселяется в теле, которое уже достигло зрелости. Это происходит потому, что он не может терять время на то, чтобы рождаться и расти, проходя бесполезную для него стадию детства.

АВИДЬЯ (Avidya)Это одна из форм неведения. Так, мы ошибаемся, когда считаем, что важна лишь земная жизнь, а других жизней не сущест­вует. В действительности же жизнь на Земле — это испытание, смысл которого открывается лишь тогда, когда мы выходим за ее пределы.

На других планетах, в других вселенных существуют другие формы жизни, среди которых есть не менее разумные, чем человек. Многие из них не похожи на человека, однако все это живые существа.

АГАМА (Agama) Это синоним слова «священное писание», а в Тибете — слова «тантра». Понятие агама также может быть использовано для обозначения любого действия, связанного с мистическим или метафизи­ческим культом.

АГАМИ-КАРМА (Agami Karma) Это правильное название кармы. Оно подразумевает, что физические и ментальные действия, совершенные во время пребывания в теле, влияют на наши дальнейшие воплощения. В христианской Библии есть утверждение: «Что посеешь, то и пожнешь». Оно имеет тот же смысл, что и поговорка, которая гласит: если посеешь семена зла, зло и пожнешь, но если посеешь семена добра и помощи другим, добро и поддержка вернутся к тебе тысячекратно. Такова карма.

АДХАРМА (Adharma) Это понятие означает недостаток добродете­ли, недостаток праведности. Человек, идущий по пути адхарма, наверное не соблюдает ни одного из пяти воздержаний.

АДЖАПА (Ajapa) Это специальная мантра. На Востоке считают, что воздух выходит наружу со звуком «Ха!», а вдох сопровождается звуком

«Са!». «Ханса» — так звучит дыхание человека. Со звуком «Ха» воздух выходит наружу, «Н» служит связкой, а вдох сопровождается звуком «Са». Не подозревая об этом, мы издаем эти звуки 15 раз в минуту, или 21600 раз в сутки. Животные также имеют свой личный ритм дыхания: кошка делает 24 вдоха и выдоха в минуту, а черепаха — только 3.

Принято считать, что аджапа-мантра — это бессознательная или, скорее, подсознательная молитва, которая означает «Я есмь То».

АДЖНА-ЧАКРА (Ajna Chakra) Шестой из центров сознания. В йо­ге принято считать, что всего этих центров семь. В действительности их девять, но для того чтобы подробнее на этом останавливаться, нам приш­лось бы слишком глубоко погрузиться в тибетские учения.

Аджна-чакру символизирует лотос, расположенный на уровне бро­вей, цветок которого в данном случае имеет только два лепестка. Эта чакра — одна из составных частей механизма шестого чувства. Она дает возмож­ность проявиться ясновидению, внутреннему видению образов и знанию о мирах за пределами нашего мира.

АИ (Ai)Кратчайший из всех известных способов выразить уважение ко всем людям независимо от расы и вероисповедания. Когда человек постигает всю глубину смысла аи, он не может уже долго оставаться в этом мире. Он становится слишком чист, чтобы находиться здесь.

АКАША (Akasha) Многие считают акашу эфиром, однако будет луч­ше сказать, что это — нечто, заполняющее собой пространство между молекулами и другими объектами во всех мирах. Это субстанция, которая порождает все остальное.

Следует учитывать, что эта субстанция одна и та же во всем космосе. Однако из этого не следует, что в других вселенных акаша проявляется в таком же виде. По аналогии с этим можно сказать, что тело человека состоит из клеток, которые могут быть клетками крови, мышечными клетками и — в определенном смысле — клетками костей.

АМУЛЕТЫ (Charms) Многие смотрят на амулеты как на пустое суе­верие, считая, что это просто маленькие украшения, которые наивные люди покупают в надежде расположить к себе фортуну. И действительно, если ты идешь в какой-нибудь сувенирный магазин и покупаешь там амулет, можешь считать, что выбросил деньги на ветер. Но если у вас есть амулет, специально подготовленный человеком, который умеет это де­лать, такой амулет может оказаться очень полезным.

Это значит, что кто-то должен создать некоторую мыслеформу и поместить ее в ваш амулет. Здесь напрашивается сравнение с тем, как древние египтяне клали в саркофаги своих забальзамированных фара­онов.

АНАНДА (Ananda) Это чистая радость, наслаждение и удовольствие, которые никак не запятнаны представлениями о материи. Ананда подра­зумевает блаженство и счастье, которые человек переживает, сознательно выходя за пределы своего тела. Это экстаз полной свободы, который нис­ходит на каждого, кто, хотя бы на время, оставляет свой земной прах и выходит в бесконечное пространство.

АНATMA (Anatma) Это слово означает «мир иллюзий». Оставаясь в земном мире, мы думаем, что ценность представляют лишь материальные вещи. Люди барахтаются в грязи для того, чтобы заработать деньги, и надо сказать, что иногда — некоторым из них — это удается. И хотя никто еще не смог унести с собой в следующую жизнь ни одного пенни, все люди с завидной резвостью гоняются за материальными благами, которые никто из них не сможет взять с собой, когда будет покидать Землю.

АНАХАТА-ЧАКРА (Anahata Chakra) Символами этой чакры явля­ются колесо и лотос. Это неудивительно, потому что на Дальнем Востоке стилизованный лотос очень напоминает колесо. В Тибете же используется только символ колеса.

Эта чакра находится на уровне сердца. Она имеет двенадцать лепест­ков золотистого цвета. Тот, кто видит ауру, может заметить, что иногда эти лепестки приобретают красноватый оттенок, а иногда на них появля­ются различные полоски или пятна синего цвета в зависимости от настро­ения или стадии развития личности.

Ниже этой чакры находится другой, восьмилепестковый лотос, кото­рый колышется, когда человек занимается медитацией. Он развевается на эфирном ветру, как цветок анемона, который можно увидеть в аквари­умах.

Тот, кто обладает даром видеть ауру, посмотрит на эту чакру и заметит лучи света, придающие ей сходство с цветущим лотосом или колесом, которое наблюдатель может описывать по-разному, в зависимости от то­го, какие образы ему ближе.

Анахата-чакра — четвертый из семи общеизвестных йогических центров сознания. Как уже отмечалось ранее, этих центров больше, чем семь.

АНАХАТА-ШАБДА (Anahata Shabda) Это звук, который не может быть услышан обычным слухом. Однако на определенной стадии своего развития человек может воспринимать анахата-шабда во время меди­тации. Это, конечно же, и есть подлинное звучание мантры «Ом».

АНГАС (Angas)Это система ценностей, характерная для духовной йоги, которая разительно отличается от хатха-йоги — упражнений для физического тела. Ангас подразумевает правильные систематические за­нятия дыхательными упражнениями, медитацией и созерцанием. Следует также помнить Золотое Правило: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

АННАМАЙЯКОША (Annamayakosha) Это длинное слово обозна­чает тело — физическую оболочку, в которую заключен дух. Возвращаясь в свое физическое тело после пребывания в астральном мире, человек не использует для обозначения того холодного, липкого месива, в которое погружается, такие заумные понятия. Нет, ему приходят в голову гораздо худшие слова. Однако аннамайякоша — это традиционный термин.

АНТАХКАРАНА (Antahkarana) Восточная философия, а также философия веданты используют это слово для обозначения разума, кото­рый контролирует физическое тело.

АПАНА (Арапа) Некоторые восточные термины имеют весьма кон­кретный смысл. Дело в том, что санскриту не свойственны ограничения, присущие большинству западных языков. И в то же время иногда бывает трудно найти точную параллель тому или иному восточному понятию. Поэтому скажу, что апана — это все, что связано с органами выделения и процессами, происходящими в них.

В ауре человека апана излучает темно-красное свечение, которое мо­жет переходить в коричневое и темно-коричневое. Энергетические волок­на этих цветов изгибаются, закручиваются и переплетаются.

АПАРИГРАХА (Aparigraha) Это пятое из воздержаний. Оно означа­ет, что нужно придерживаться умеренности во всем — не быть слишком хорошим или слишком плохим. Следует быть уравновешенным и избегать крайностей.

АРХАТ (Arhat) Так называют того, кто достиг совершенного понима­ния того, что находится за пределами жизни, а значит, отказался от

1) мыслей о том, что тело имеет значение;

2) неуверенности в отношении выбора правильного Пути;

3) зависимости от жестких правил;

4) симпатий, возникающих вследствие воспоминаний о предыдущих жизнях;

5) неприязни, возникающей вследствие воспоминаний о предыдущих жизнях.

АСАНА (Asana) Это положение или сидячая поза, которую человек принимает при подготовке к медитации.

Великие мастера никогда не устанавливали четких правил по поводу того, как нужно сидеть. Они утверждали, что человеку должно быть удоб­но и легко. Однако в наши дни различные люди, ни в коей мере не являю­щиеся мастерами, стремятся создать сенсацию и улучшить свой имидж саморекламой, заставляя своих учеников принимать различные смехот­ворные и уродливые позы.

Сесть так, как тебе удобно, — это единственное, что ты должен сде­лать при подготовке к медитации. При этом любое положение, которое ты принимаешь, правильно. Не имеет значения, сидишь ли ты скрестив ноги, распрямив их или вытянув во всю длину. Тебе должно быть удобно — вот единственное требование, которое ты должен предъявлять к положению, в котором собираешься медитировать.

АСАТ (Asat)Это все, что нереально, все, что иллюзорно. Другими словами, это наш нереальный мир, наши иллюзии. Единственный подлин­ный мир — это мир духовный. Противоположностью понятию асат явля­ется понятие cam, относящееся к реальным вещам.

АСМИТА (Asmita) Это тщеславие, эгоизм и самодовольство, которые наблюдаются у духовно неразвитых людей. Когда человек совершенс­твуется, асмита исчезает.

АСТЕЙЯ (Asteya)Это название третьего воздержания. Оно призывает никогда не воровать. Следуя этой заповеди, ты не должен стремиться ни в мыслях, ни в поступках завладеть чужой собственностью.

АСТРАЛ (Astral) Этот термин обычно используется для обозначения места или состояния, в котором человек оказывается после выхода из физического тела. В астрале можно встретить друзей, которые прошли через то, что называется смертью, и ждут возможности перевоплотиться. В грубом сравнении астральный мир может рассматриваться как христианские небеса, представляющие собой промежуточное место встреч, а не собственно рай.

АСТРАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ (Astral Travelling) — Когда чело­век ложится отдыхать, его физическое тело успокаивается. При этом фи­зиологические процессы, протекающие в нем, замедляются, а астральная сущность человека — то есть его душа, эго или атман — выходит за пределы тела на астральные уровни.

Можно привести такое сравнение: ложась в постель, мы снимаем и кладем рядом с собой одежду, которую носили в течение дня. Точно так же наше астральное тело сбрасывает с себя физическое тело и отправляется на прогулку в иные миры.

Для многих утверждение о том, что существуют другие уровни бытия, не несет никакой информации. Однако тот, кто умеет совершать астраль­ные путешествия, может попадать в самые удаленные концы не только нашего мира, но и многих других миров, находящихся на иных уровнях бытия. Умение путешествовать в астрале дает человеку возможность пе­ренестись из Англии не только в Австралию, но и в такие места, для которых в нашем языке нет названий. Все зависит от нашего желания и навыков управления астральным телом.

Люди, которые далеко ушли по пути совершенствования и, возмож­но, живут на Земле свою последнюю жизнь, проводят в астрале очень много времени. Чем выше уровень духовного развития личности, тем лучше она умеет совершать астральные путешествия.

Путешествовать в астрале нетрудно при условии, что человек регу­лярно занимается этим. Нужна только практика, или, лучше сказать, прак­тика и настойчивость. Даже животные могут совершать астральные путе­шествия. Более того, животные могут проявлять склонность к ясновиде­нию и телепатии.

Здесь следует также отметить, что астральный мир — или небеса — могут быть в некоторых случаях местом очищения для тех, кто недостойно вел себя на Земле. Люди часто встречаются в астральных путешествиях и решают, что им предпринять в материальном мире. К несчастью, слиш­ком многие забывают о своих благих намерениях сразу же по возвращении на Землю.

Рекомендую тебе заняться астральными путешествиями, ведь при этом ты пройдешь через великолепные переживания. Вообрази, что под­нимаешься ввысь на конце серебряной нити и оттуда взираешь на города, разбросанные по всей Земле, а затем, если хочешь, отправляешься в иные миры. Или же, оставив позади все измерения физического пространства, ты выходишь на метафизические уровни, чтобы встретиться с высокораз­витыми сущностями, поселившимися там задолго до твоего прихода.

АТМА (Atma) Некоторые говорят не об Атме, а об Атмане. Филосо­фия веданты утверждает, что Атман — это главенствующий Дух, Высшее Я, или Душа.

АУРА (Aura)По аналогии с магнитом, который окружен в простран­стве силовыми линиями, человек тоже обладает энергетическими линиями. Различие между человеком и магнитом в данном случае в том, что энерге­тические линии человека разноцветны. Причем диапазон цветов, в кото­рые они окрашены, гораздо шире, чем можно увидеть человеческим гла­зом без помощи ясновидения.

Цветные линии сияют вокруг наиболее важных центров тела и обра­зуют все вместе ауру — яйцевидную энергетическую оболочку, обращенную тупым концом вверх. Хорошая аура простирается на расстояние около шести футов от своего носителя.

Наблюдая за цветами ауры, подготовленный ясновидящий может по ней обнаружить места зарождающихся болезней. В будущем появятся инструменты, которые дадут возможность наблюдать ауру человеку, не обладающему даром ясновидения. С помощью соответствующих гетеро­динных сигналов поврежденные участки ауры можно будет восстанавли­вать и тем самым излечивать все болезни.

Ауру не следует путать с эфирным телом, о котором можно прочесть в данном словаре на букву «Э».

АХАМКАРА (Ahamkara) Наш разум разделен на несколько частей. Ахамкара — это наш внутренний инспектор, получающий чувственные впечатления и классифицирующий их в связи с уже известными нам фак­тами, которые мы можем по желанию воспроизвести в памяти.

АХИМСА (Ahimsa) Это политика мира и отказа от насилия, которой следовал Ганди. Ахимса предполагает воздержание от причинения вреда всему живому в мыслях, на словах и на деле. В действительности это другая сторона пословицы: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступа­ли с тобой».

АЧАМАНА (Achamana) Это ритуал, характерный для индуизма. В ходе этого ритуала верующий очищается, думая о чистых вещах. При этом он пьет воду маленькими глотками и, кроме того, разбрызгивает ее вокруг себя. В чем-то это похоже на христианскую церемонию кропления водой. После выполнения ритуала верующий уединяется в умиротворенном сос­тоянии для погружения в медитацию.

АЧАРЬЯ (Acharya) Это слово означает «духовный учитель», или «гуру», если это слово вам больше нравится. Ачаръя часто встречается в роли суффикса в именах некоторых почитаемых религиозных Учителей.

АШРАМА (Ashrama) Так называется место, где проживает учитель и его ученики. Кроме того, ашрамой часто называют хижину, в которой обитает отшельник. И наконец, этим словом может быть обозначен один из четырех этапов жизни человека на Земле. Вот эти этапы:

1. Неженатый ученик.

2. Женатый человек, который уже не является учеником.

3. Уход со службы и занятия созерцанием.

4. Монашеская жизнь, которая, как ты знаешь, подразумевает уеди­ненность.

Б

БЕСТЕЛЕСНОСТЬ (Disembodied) Во время астральных путешест­вий мы находимся в бестелесном состоянии. При этом наше астральное тело улетает в иные миры, оставаясь связанным с физическим телом лишь серебряной нитью.

Здесь, на Земле, мы ограничены телом, однако это состояние не может быть продолжительным. Бестелесностъ означает состояние, буквально описываемое этим словом, — состояние без тела. Мы покидаем телесную оболочку, чтобы узнать, что в действительности из себя представляем, что делаем и куда стремимся.

БОГ (God)В раджа-йоге нет представления о Боге. «Веды» и «Бхагавад-Гита» определенно утверждают, что йог, достигший освобождения от тела, обнаруживает себя Богом.

Для того, кому это интересно, скажу, что Бог у ведантистов называется Ишвара. Их учение гласит, что все человечество — это часть Бога, и сущес­твует четыре стадии приближения к нему:

1. Близость к Богу.

2. Понимание учения о Боге.

3. Общение с богоподобными сущностями.

4. Жизнь с Богом.

Как ты думаешь, сколько богов существует согласно христианской вере? Ты читал Книгу Бытия? Если нет, прочти то место, где написано, как Бог сказал: «Да будет небо». Это значит, что один Бог велел другому Богу создать небо, а другой повиновался и сотворил его. Затем первый сказал: «Да будет свет», и тогда второй сотворил свет — не электрический свет, не керосиновую лампу и не солнце, разумеется, а духовный свет, который мерцает где-то вдали, в конце нашего длинного восходящего Пути Эво­люции.

Кроме того, следует отметить, что многие понимают Библию непра­вильно. Большинство, например, верит в то, что Адам был первым сотво­ренным человеком, тогда как в действительности это не так. Прочти Бытие 4.16-17, где сказано, что Каин пошел в Нод и купил себе жену. Однако, если Адам был первым сотворенным человеком, как мог Каин пойти и купить себе жену? Значит, тогда уже где-то существовал другой человек, никак не связанный с Адамом. Не следует забывать, что большинство книг Библии было написано для необразованных людей, которые не могли самостоятельно мыслить, и поэтому библейское учение очень упрощено и зачастую подано в форме иносказания.

БОДХА (Bodha) Это мудрость, которая передается от учителя к уче­нику. Можно, разумеется, научиться чему-то и по книгам, но такие знания напоминают о попугае, который говорит, подражая людям. Настоящие знания — это те, которые человек приобретает, общаясь с учителем. Таки­ми знаниями можно овладеть, только перенимая опыт живого человека.

БОДХИ (Bodhi) Это буддийское слово, обозначающее ясное понима­ние того, что находится за пределами этой жизни. Это совершенное зна­ние, подлинное понимание того, что во плоти мы представляем собой лишь плод воображения нашего «я», возникающий в ходе накопления им жизненного опыта.

БОЖЕСТВЕННОСТЬ (Divinity) Это одно из первых слов санскрита, возвращающее нас к самым ранним дням человечества. Оно значит «си­ять». «Сияющим» часто называют дэву, или богоподобное существо.

В связи с этим, возможно, будет интересно вспомнить, что, когда Моисей спускался с горы, его лицо сияло, и он должен был набросить покрывало, чтобы скрыть это сияние от постороннего взгляда.

БОЖЕСТВО (Deity)Все священные писания утверждают: «Ты не должен поклоняться идолам!» Но иметь картину или изображение какого-нибудь сакрального, почитаемого образа еще не значит поклоняться идолам. Образ служит напоминанием о том, чего может достичь человек, если будет достаточно упорно работать над собой. Кроме того, сакральная кар­тина или образ могут играть роль объекта медитации или созерцания.

По этой причине некоторые предпочитают иметь у себя дома место для поклонения с фотографией, картиной или другим изображением, которое способствует успокоению и формирует у практикующего соответс­твующее состояние духа.

Можно совершенствовать свой разум, думая о сакральных объектах и не замечая множества земных вещей. Сакральные изображения и образы могут быть лишь напоминанием, но не объектами бессмысленного покло­нения.

Следует отметить, что христиане не всегда рассматривают распятие в качестве объекта поклонения. Оно для них может быть и напоминанием.

БРАХМА (Brahma) Индийский Бог, который часто изображается с четырьмя лицами и четырьмя руками, держащими различные религиоз­ные символы. Однако у слова брахма есть и другой смысл. Брахма — это состояние, в котором познается источник перемен. Таким источником оказывается перевоплощающийся разум, который придает форму насто­ящему и будущему. Этот разум постоянно «расширяется», отражая общую тенденцию развития жизненного опыта всех живых существ.

БРАХМАЛОКА (Brahmaloka) Это такой уровень бытия, на котором те, кто преуспел в течение земной жизни, могут соединиться с другими существами, находящимися на более высокой ступени развития. На уров­не брахмалока практикующий живет в божественном обществе и готовит­ся к следующим перевоплощениям.

Фактически это ступень, на которой практикующий попадает в Чер­тог Воспоминаний, где обращается к «Хроникам Акаши» и узнает все, что ему нужно совершить в следующей жизни.

Таким образом, тот, кто способен заглянуть в эту сокровищницу жизненного опыта, может спланировать свое следующее воплощение так, чтобы исправить предыдущие ошибки и сделать следующий шаг в прео­долении своей кармы.

«БРАХМА-СУТРЫ» Brahma Sutras») Многие духовные учения имеют индийское происхождение. «Брахма-сутры» — это сборник очень известных афоризмов, которые были созданы еще до написания «Упанишад». Термин «Упанишады» будет рассмотрен в Словаре на букву «У».

К сожалению, все, кто переводит и комментирует древние священные книги, и, в частности, западные исследователи, трактуют эти тексты со своей точки зрения. При этом они добавляют к переводу многое от себя, и поэтому один перевод может быть совсем не похож на другой. Таким образом, пока практикующий не познакомился с оригиналами этих свя­щенных текстов путем обращения к «Хроникам Акаши», он будет следовать по ложному пути.

БРАХМАЧАРИ (Brahmachari) Это человек, который дал первый монашеский обет. Так может называться и духовный искатель, приняв­ший какую-либо религию, но не давший еще монашеского обета.

БРАХМАЧАРЬЯ (Brahmacharya) Это четвертое из воздержаний. Оно предписывает соблюдать чистоту мысли, речи и действий, а также посвящение, в ходе которого практикующий дает обеты. Соблюдение брахмачарья облегчает астральные путешествия. Следует отметить, что эта ступень воздержания состоит из четырех отдельных этапов, на первом из которых действиями практикующего должен руководить Учитель.

БУДДА (Buddha) Это не Бог, а человек, завершивший жизненный Цикл, преуспевший в преодолении кармы и готовый к переходу на иные Уровни бытия.

Будда свободен от оков плоти. Того, кого чаще всего называют этим именем, на самом деле звали Сиддхартха Гаутама. Он был принцем и жил в Индии около двух с половиной тысяч лет назад. В поисках просветления он отрекся от всего, чем владел, и достиг нирваны. Нирвана не означает, что все превращается в пустоту, хотя это слово часто переводят так. В Словаре это понятие приводится на букву «Н».

Каждый из нас должен стремиться стать буддой, достичь этого возвы­шенного состояния. Но это совсем не значит «стать Богом». Люди на Западе часто приходят в замешательство, услышав фразу «тысяча будд». Они думают, что речь идет по меньшей мере о тысяче Богов, что, конечно же, звучит как чья-то бредовая фантазия.

Будда — это состояние сознания, его может достичь каждый незави­симо от положения, которое он занимает в жизни. Принц и мусорщик могут быть одинаково чистыми и праведными. Здесь, на Земле, мы подоб­ны актерам на сцене: нам аплодируют и задают вопросы, которые являют­ся лучшим содействием в изучении того, что мы должны изучить.

Выражение «тысяча будд» подразумевает, что каждый может достичь состояния будды тысячью разных путей. Почему тысячью? Представьте себе маленького мальчика, который говорит: «У моего папы миллион долларов!» Тысяча или миллион — в данном случае это просто словесный оборот. Будда — это символ, а не идол. Изображение исторического Будды — это напоминание о том, кем мы можем стать, если захотим и приложим усилия для того, чтобы этого достичь.

БУДДИЗМ (Buddhism) Многие люди считают буддизм религией. На самом же деле будет правильнее сказать, что это образ жизни, моральный кодекс или мировоззрение, которое обязывает нас не причинять вреда другим и совершенствоваться духовно в кратчайшие сроки и с минималь­ными усилиями.

Ниже приведены основные понятия, используемые в буддизме.

1. Буддисты проповедуют Четыре Благородные Истины: существует страдание; существует причина страдания; страдание можно преодолеть; и наконец, существует путь к его преодолению.

2. Нирвана. Разум и материя непрерывно изменяются. Разум является причиной того, что дух вязнет в материи, словно облепленный глиной. Отбросив разум, можно достичь нирваны и таким образом избавиться от страданий и бесконечных перевоплощений: выйти из процесса рождений, становлений и смертей.

3. Восьмеричный путь. Это путь избавления от страдания, который подразумевает:

1. Правильное понимание.

2. Правильное побуждение.

3. Правильную речь.

4. Правильное поведение.

5. Правильный образ жизни.

6. Правильные устремления.

7. Правильное мышление.

8. Правильное созерцание.

Как и в большинстве религий и учений, в буддизме есть различные течения. В христианстве, например, существует целый набор сект и церк­вей, начиная от «Плимутского Братства» и кончая Римско-Католической Церковью. Буддизм разделяется на две большие школы: хинаяна, или «ма­лая колесница», и махаяна, или «большая колесница». Первая является более строгой и имеет более узкую точку зрения, связывая достижение личной святости с уединением и аскетизмом. Однако такая суровая жизнь годится не для всех.

Последователи другой школы буддизма — махаяны — предпочитают следовать заповедям исторического Будды Гаутамы, который был вопло­щением Бога.

Можно сказать, что первая из них призывает совершенствоваться собственными силами, тогда как вторая считает, что нужно работать и совершенствоваться, неуклонно следуя примеру другого человека.

БУДДХИ (Buddhi) Это слово обозначает мудрость, но мы должны помнить, что мудрость и знание — это не совсем одно и то же. Знания приходят с опытом. Мудрость же обретают независимо от знаний. Буддхи и есть такого рода мудрость. Прежде чем человек перейдет в состояние Будды, он должен открыть в себе эту мудрость.

БХАВА (Bhava) Это бытие, сознание, существование, эмоции. Среди людей есть три разновидности бхава:

1. Нашу-бхава, или низшая группа людей, которые живут только для себя, для собственного удовольствия. Их мысли и поступки по отношению к другим людям недоброжелательны. Они не интересуются ничем, кроме собственного общественного и материального положения, и никогда ни в чем не помогают другим. Это люди, находящиеся на низшей ступени духовного развития.

2. Вира-бхава, или средняя группа. Это честолюбивые люди, стремя­щиеся к духовному развитию. Они сильны и зачастую довольно энергичны, но, к сожалению, становятся эгоистичными и властными, когда заме­чают, что кто-то их превзошел. Такие люди хотят считаться добродетель­ными и всегда готовы выручить ближнего, но не для того, чтобы помочь, а для того, чтобы их считали великими праведниками. Не стоит иметь дело с такими «доброхотами», ибо на самом деле это эгоистичные люди, избрав­шие долгий, очень долгий путь.

3. Дивъя-бхава или третья, высшая группа людей, к которой относят­ся гармоничные неэгоистичные люди, действительно заинтересованные в том, чтобы помогать другим. Они готовы приложить массу усилий, чтобы помочь тем, кто в этом нуждается, и делают это, не думая о личной выгоде.

К сожалению, в наше время лишь немногие относятся к категории дивъя-бхава.

«БХАГАВАД-ГИТА» Bhagavad Gita») Это одно из великих свя­щенных писаний Индии, в котором по-настоящему просветленный чело­век излагает непреходящие истины. Восемнадцать глав этой книги касают­ся различных аспектов человеческой жизни и показывают, как, используя физические, эмоциональные, умственные, этические и духовные способ­ности человеческого «я», можно достичь истинной гармонии тела и духа. «Бхагавад-Гита» учит, что только путем гармонии человек прибли­жается к Божественному и может достичь избавления от круговорота перерождений. Действительное значение этого слова таково: «бхага» — «солнце», «вад» — «богоподобный», а «гита»— «песнь».

БХАГАВАН (Bhagavan) Термин, обозначающий личного Бога, Бога, которому человек поклоняется — независимо от того, каким именем он его называет. В разных частях света используются различные имена для того же самого Бога. Бог обладает шестью качествами, которые можно определить следующим образом:

— сила и властность;

— могущество;

— величие;

— великолепие;

— мудрость;

— самоотречение.

БХАДЖАН (Bhajan) Это разновидность богослужения, которая предполагает исполнение песен. Бхаджан не относится к молитвам, произ­носимым вслух. Скорее уж это особая разновидность песнопений. Если читать молитву нараспев, то это и будет бхаджан. Примером может слу­жить исполнение христианских псалмов.

БХАКТА (Bhakta) Это человек, который исповедует Бога, является верным его слугой. Нужно снова отметить, что это может быть любой Бог. Слово бхакта не относится к какому-либо определенному вероучению.

БХАКТИ (Bhakti) Это слово означает «поклонение Богу». Человек идущий по пути бхакти, считает себя чадом Господа или его слугой, признавая, что во всем послушен своему Богу.

В-Г