Тибетский лама

Дополнение Г. Упражнения

Не вызывает сомнения, что система упражнений и методик является отличительной чертой каждого автора. По этой причине я решил, что должен добавить в конце этой книги несколько слов о том, почему я не одобряю бездумного увлечения разнообразными упражнениями.

Если не все, то многие йогические упражнения возникли на Востоке, где люди занимаются такими вещами с детства до самой старости. Эти йогические упражнения играют важную роль в жизни низших сословий.

Продвинутые адепты не пользуются йогическими упражнениями по­тому, что им это не нужно. Смысл этих упражнений в том, чтобы закалить и подготовить тело. Когда же человек переходит к работе со своим разу­мом, ему больше не нужно закладывать себе за голову ноги, стоя при этом на одной руке, или делать нечто подобное.

По моему мнению, которое основано на многолетних наблюдениях, для западного человека небезопасно начинать занятия хатха-йогой в зре­лом возрасте. Ведь те, кто занимаются этой дисциплиной в Индии, привы­кают к упражнениям с детства, когда кости и суставы еще окончательно не сформировались.

Для того, кто страдает от затвердения артерий и некоторых других болезней, начинать занятия хатха-йогой в таком возрасте не только глупо, но и опасно для здоровья.

Во всех своих книгах я подчеркивал опасность этих упражнений для западного человека. Если же ты действительно желаешь позаниматься какими-то упражнениями, ознакомься с теми, которые приводятся в сло­варной статье «Шея», а также в Дополнении А, где даны простые дыхатель­ные упражнения.

Заниматься совершенствованием своего тела нужно только начинаю­щим оккультистам, которые не могут приступить сразу же к работе со своим умом. Однако эти занятия во многом подобны детским забавам с игрушками. Для тех, кто сделал хотя бы первые шаги в изучении своего ума, занятия упражнениями хатха-йоги будут просто потерей времени.

В Индии и других восточных странах есть факиры, которые умеют завязывать свое тело в узел или держать руку поднятой вверх до тех пор, пока она не атрофируется. Однако адепт не имеет ничего общего с улич­ным фокусником, который ничего не смыслит в духовности и зарабатывает себе деньги тем, что кривляется перед публикой. Фокусники ничем не лучше уличных музыкантов, которые шатаются по подворотням во всех больших городах!

Подлинные адепты никогда не устраивают представлений, и это пото­му, что они не могут позволить себе тратить время на такие ничтожные занятия.

Я сделал все, что мог, чтобы предостеречь тебя. Помни, если ты все же решишь принять «позу плуга» и при этом вывихнешь себе позвоночник, пеняй на себя! К тому же, если ты не обратил внимания на мое предостере­жение, может случиться, что у тебя начнет подниматься кундалини и ты не сможешь контролировать этот процесс. Знай, что в любом случае виноват будешь ты сам!

Если тебе больше, чем восемнадцать-двадцать лет, я настоятельно рекомендую тебе не начинать занятия никакими хитроумными физичес­кими упражнениями, если, конечно, ты не привык к ним с детства. Ведь нет ничего проще (и ничего больнее!), чем растянуть себе связки, вывих­нуть сустав и подорвать свое здоровье. Итак, если у тебя хватает рассуди­тельности, никогда не занимайся ничем подобным при условии, что рядом нет опытного, обучавшегося на Востоке оккультиста, который может проследить за тобой и помочь в случае необходимости.

Оккультизм, равно как и религия, может доставить нам много радос­ти, если мы только откроемся им. Однако если мы будем без всякой необходимости осложнять себе жизнь всякими глупостями, тогда вся от­ветственность за это ложится на нас самих.

Упражнения, которые я дал в этой книге, — и вообще все, которые я даю, — безопасны и дают возможность укрепить здоровье. В то же время я предупреждаю тебя о возможных последствиях экспериментирования с упражнениями, которыми увлекаются другие!

Я надеюсь, что ты получил удовольствие, читая эту книгу, и что она окажется полезной для тебя и поможет тебе укрепить здоровье.

Книга 8. Шафранная мантия