Тибетский лама

В-Г

В

ВАЙДХИ-БХАКТИ (Vaidhi Bhakti) —Так называется поклонение Бо­гу, особенно когда соблюдается много ритуалов и церемоний. Эти ритуалы очень часто приводят к гипнотическому состоянию.

ВАМАЧАРА (Vamachara) В давние времена жрецы в своих ритуалах использовали «вино, женщин и песни». Иногда в религиях Запада, особенно в Греции и Риме, все это служило приманкой для мужчин. Они прихо­дили в храмы, чтобы насладиться жизнью, а не заниматься духовным развитием.

На Востоке использование «вина, женщин и песен» имело целью обу­чить последователей духовного учения освобождению от страстей. Пред­полагалось, что они должны видеть влияние Святой Матери на все предметы и все действия, а во всех женщинах — не только объект сексуального притяжения, но и символическое присутствие Богини — Святой Матери, которая является общей для всех мировых религий.

Когда было установлено, что такие демонстрации ведут к росту низменных страстей, они были признаны незаконными, вероятно, к большому сожалению их сторонников!

ВАСАНЫ (Vasanas) Это привычки или склонности. Например, чело­век курит. Чем больше он это делает, тем сильнее привязывается к куре­нию. В конце концов он становится заядлым курильщиком. Подобно тому как должно быть преодолено желание курить сигареты, должны быть преодолены и другие вредные привычки, которые привязывают человека к Земле, не только когда он во плоти, но и когда путешествует в астральном мире.

Часто васанами называют желания, однако это неправильный подход. Васаны лишь заставляют человека думать, что у него есть определенные желания, тогда как это просто привычки, которые могут быть преодо­лены.

ВЕДАНТА (Vedanta) Как сказано в статье «Упанишады», веданта — это просто завершение «Вед». Упанишады завершали каждую из четырех «Вед» — так и появилось слово веданта.

Сейчас веданту определяют как философию, базирующуюся на йоге знания «Вед».

«ВЕДЫ» Vedas»)Это источник религий Индии. «Веды» — это особые книги, раскрывающие высокие мистические функции человеческого физического тела и Высшего Я. «Веды» являются источником вдохновля­ющих идей, существовавшим задолго до того, как появилась Библия и Коран.

ВЕРА (Faith) Если мы стремимся к знанию, у нас должна быть вера. Иногда необходимо просто поверить вместо того, чтобы заниматься поис­ками доказательств. Пока человек не поверит в существование того, чего, по его мнению, не существует, он не сможет отыскать его.

Мы верим и стараемся доказать справедливость того или иного утвер­ждения, тогда как многие сейчас становятся на противоположную пози­цию, доказывая ложность того или иного утверждения.

Вера — это совсем не праздное, бессмысленное и невежественное поверье. Вера растет и развивается в процессе обучения тому, во что чело­век верит.

ВИДЕХА (Videha) Во время жизни на Земле и в астральном мире мы обычно находимся в состоянии развития, мы все время учимся. Но иногда мы можем выходить из процесса непрерывного обучения, с тем чтобы получить возможность «поразмышлять» о знаниях, которые нам удалось приобрести. Мы можем остановиться и передохнуть от испытаний и труд­ностей учебы. При этом мы извлекаем из памяти воспоминания, как вы­носят иногда из чердака старые вещи для того, чтобы посмотреть, что нужно сохранить, а что выбросить.

У состарившихся людей часто бывает так называемое «второе детство». Они живут воспоминаниями о прошедшем, живут больше в прош­лом, чем в настоящем. Они способны перевести стрелки своих внутренних часов назад и снова увидеть все события своей долгой жизни.

Словом видеха иногда называют дэв, которые являются людьми, добившимися освобождения от перевоплощений.

ВИДЕХАМУКТИ (Videhamukti) Это понятие относится к состоя­нию, пребывая в котором можно добиться освобождения и выйти из тела. Находясь вне тела, можно передвигаться куда угодно со скоростью мысли, но всегда следует помнить, что пребывание в теле дает возможность пере­живать то, что не доступно за его пределами. Мы приходим на Землю и на другие планеты для того, чтобы воплотиться, попасть в тело, обладающее плотью. При этом мы «получаем уроки», которые не могут быть постигну­ты в астральных мирах.

ВИДЖНАНА (Vijnana) Это то, чего достигают после многих лет обучения, то, что является высоким духовным пониманием Бога, который превосходит Высшее Я.

ВИДЬЯ (Vidya) Этот термин просто означает «знание». В нем нет ничего оккультного, ничего необычного. Это всего лишь слово другого языка, употребляемое для выражения самого обычного понятия.

ВИКАЛЬПА (Vikalpa) Это один из пяти видов идей, которые сущес­твуют в нижнем уме. Викалъпа — это форма воображения. Нечто может существовать у нас «в уме», оно может казаться очень реальным для нас. Это и есть викалъпа.

ВИПАРЬЯ (Viparyayas) Это мысли, которые приходят в голову и тут же распознаются как ложная информация, исходящая из подсознания. В качестве иллюстрации можно рассмотреть следующий пример. Предположим, что поступает сообщение о том, что улицы Лондона вымощены золотом. Такое сообщение немедленно распознается как ложная информация.

ВИРAT (Virat) Это Many, который несет ответственность за всю Вселенную. Земной человек может назвать его «Богом», но это не так, потому что Бог является иной сущностью. Вират — это Дух Вселенной.

ВИЧАРА (Vichara) Различные школы веданты предписывают своим приверженцам заниматься очень серьезными размышлениями. Дело в том, что человеку необходимо уметь сосредоточивать свои мысли на ка­ком-то одном предмете.

Приверженцы веданты учат также, что размышление не есть знание. Размышления являются одним из недостатков человека, потому что, когда есть знание, мышления нет.

ВИШУДДХА (Vishuddha) Это пятый из семи обычно различаемых йогических центров тела. Это чакра, или лотос, находящийся на уровне горла. Он имеет шестнадцать лучей сиренево-красного цвета. Эта чакра связана с силой воли человеческого существа.

ВЛАСТЬ (Power) Каждое живое существо, будь оно человеком, жи­вотным или растением, стремится к власти. В лесу ползучие растения разрастаются по земле в направлении самых высоких деревьев. Они под­нимаются высоко по ветвям, туда, где больше всего солнечного света. По мере разрастания вьющихся растений деревьям приходится все хуже и хуже. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно оторвать от ели обвивший ее плющ: после этого на коре можно разглядеть глубокие следы.

Сильное животное ищет возможности подчинить себе тех особей своего вида, которые слабее его. Оно стремится к этому, потому что в этом случае все остальные будут его бояться и не будут на него нападать.

Люди стремятся к власти и с этой целью копят деньги и раздувают свой имидж. Другие стремятся к власти, добиваясь признания своего авторитета в какой-то религиозной организации и подавляя других лиде­ров с помощью угроз.

Тем, кто злоупотребляет властью, не мешало бы помнить вот что: «Да будут власть имущие снисходительны к бедным и обездоленным». Дело в том, что жизнь представляет собой постоянный круговорот, и при этом богатство достается одному человеку, тогда как другой становится нищим; одному суждено счастье, а другому — неудачи.

Однако колесо жизни вращается, и поэтому тот, кто был богатым, станет бедным, а тот, кто был бедным, станет богатым. Тот, кто страдал, найдет счастье, а тот, кто был счастлив, познает муки и горе. Вот почему богатым нужно быть снисходительными и помогать бедным: рано или поздно они окажутся на их месте, и тогда помощь понадобится им.

Как бы то ни было, подлинную власть здесь на Земле дает лишь медитация. Если человек правильно медитирует, он получит следующее:

1. Свободный доступ к «Хроникам Акаши». Это даст ему возможность знать обо всем, что происходило в прошлом, не только в этом мире, но и во всех потусторонних мирах. Он будет представлять себе также, что про­исходит в настоящее время в других местах. Если к тому же он наделен разумом, он сможет узнать, что в «Хрониках Акаши» говорится о будущем.

2. Возможность телепатически общаться с животными. Это очень ценный дар, потому что разум животных в действительности ничуть не меньше, чем у людей.

3. Знание о своих предыдущих жизнях и о предыдущих жизнях других людей. Эти знания получают с помощью метода, который отличается от чтения «Хроник Акаши».

4. Дар телепатической связи с другими людьми, находящимися на таком же уровне развития во всех частях этого мира или других миров.

5. Знание о времени своей смерти, которое дает возможность заблагов­ременно очистить совесть и уплатить все долги.

6. Дар ясновидения, который дает возможность человеку заглядывать в самые удаленные места и видеть все, что там происходит или может произойти.

7. Возможность управлять материей. Это власть ума над материаль­ными вещами, развиваемая в ходе астральных путешествий, которые ста­новятся чем-то очень простым и естественным.

ВОЗДЕРЖАНИЯ (Abstinences) Если мы собираемся стать на духов­ный путь, мы должны воздерживаться от совершения некоторых поступ­ков. Мы должны стараться не причинять вреда другим существам; мы не должны лгать и воровать — ведь когда мы крадем у кого-нибудь, то нарушаем его материальное равновесие.

Чувственность? Это завуалированная форма сексуального влечения, однако если чистый секс возвышает, то чувственность разрушает как ду­ховно, так и физически.

Мы не должны быть жадными. Деньги и возможности даны людям для того, чтобы они помогали друг другу. Если скупой отказывает кому-то в помощи, он может быть уверен, что, когда он окажется в беде, ему тоже никто не поможет.

Если человек соблюдает пять воздержаний — не вредит другим, не проявляет жадность, не лжет, не ворует и не дает воли чувственности, — он может быть в мире со всем миром, хотя это и не означает, что весь мир будет в мире с ним.

ВООБРАЖЕНИЕ (Imagination) Воображение — это способность рисовать себе картину своих желаний или страхов. Оно представляет собой самую могущественную силу в мире; оно сильнее воли, сильнее любви. Все психологи прекрасно знают, что во всякой схватке между силой воли и воображением всегда побеждает воображение. Если же кто-то пытается сломить его грубым волевым воздействием, наступает невротическое сос­тояние. И все равно побеждает воображение; оно приводит к упадку наст­роения и изменению поведения в направлении, не совпадающем с желани­ями воли.

Без воображения невозможна любовь. Человек воображает прелести своей возлюбленной или же представляет себе, как встретит душу-близнеца (что на Земле случается не чаще, чем яблоко вырастает на березе!). Он воображает себе все удовольствия, которые ждут его после того, как он женится на такой-то женщине, и верит, что его любовь никогда не умрет. Не углубляясь в этот вопрос, замечу лишь, что для того, чтобы между людьми существовала гармония, нужно нечто большее, нежели потворс­тво животным инстинктам.

Если воображение говорит, что человек не может сделать того-то и того-то, какая бы у него ни была сильная воля, он ни за что не сможет этого сделать. Можешь ли ты, например, пройти по доске, которая положена между крышами двух десятиэтажных домов? Как бы хорошо ни была укреплена доска, твое болезненное воображение обязательно скажет тебе, что ты упадешь. И если после этого ты попробуешь пройти по доске, ты действительно упадешь, к величайшему восторгу собравшейся толпы и к  счастью для журналистов, которые обязательно окажутся на месте события.

Если ты хочешь чего-нибудь достичь, ты должен прежде всего нау­читься управлять своим воображением с тем, чтобы оно и его подруга, сила воли, работали вместе и согласованно.

ВОПЛОЩЕНИЕ (Incarnation) Homo sapiens — человек разумный, которому, однако, зачастую разума-то и недостает — это всего лишь одна из возможностей для Высшего Я проявить себя в мире. Живые существа есть и на многих других планетах, что теперь уже признано многими ведущими учеными по всему миру. Одни из них пытаются настроить свои приемники на частоты других цивилизаций, и еще в начале нашего века знаменитый человек, Николас Тесла, который изобрел первый радиопри­емник, сообщил, что принял сигналы с другой планеты. Маркони сообщал о том же, однако вскоре им обоим пришлось отказаться от своих изыска­ний, продолжать которые было невозможно под давлением недоброжела­тельно настроенной научной общественности. Однако в наши дни прави­тельства как Соединенных Штатов, так и Советского Союза делают все от них зависящее для того, чтобы проводить соответствующие исследования. Вполне может быть, что коммунисты хотят обратить в свою веру жителей других планет.

Люди приходят на Землю для того, чтобы приобрести определенный опыт. В соответствии с некоторыми учениями, Земля представляет собой сущий ад!

Человек приходит на Землю для того, чтобы пройти через особые острые переживания, которые затем будут оценены Высшим Я. Оказыва­ется, ни в каком другом месте Высшее Я не может получить такого спектра разнообразных переживаний. Люди воплощаются на Земле помногу раз, проходя сначала через разные знаки Зодиака, а затем через разные квад­ранты его знаков, подобно тому, как студент колледжа изучает разные предметы для того, чтобы приобрести всесторонние знания. Так, в одном воплощении человек может быть Овном, а затем противоположным ему знаком в следующей жизни. В течение нескольких воплощений душа может пройти через все дома и знаки Зодиака, а также через все квадранты каждого знака, и тем самым приобрести жизненный опыт, который может выпадать на долю самых разных людей.

Когда человек уже научился всему, чему он мог научиться, и не желает больше возвращаться на Землю, можно считать, что он прошел курс земных воплощений. Впоследствии, когда он заканчивает эту школу, он при­нимается за работу, которая дает ему возможность проявить все то, чему он научился.

ВОСПРИЯТИЕ (Perception) Для того чтобы достигнуть каких-то знаний, мы должны пройти через постижение. В качестве примера можно рассмотреть процесс обучения. Сначала ученик выслушивает то, что ему говорят. Затем обдумывает сказанное и, исходя из своих представлений, формирует собственное суждение, которое является для него новой идеей.

Наконец, человек, прошедший через две предыдущие стадии, перес­тает быть учеником. Он достигает уровня, когда может непосредственно постигать вещи без чьей-либо посторонней помощи.

Возможно, к этому времени человек уже достаточно совершенен и может, покидая тело, совершать астральные путешествия в Чертог Воспо­минаний, где, обратившись к «Хроникам Акаши», он узнает о прошлом, настоящем и будущем. Когда человек достиг этого уровня, считается, что он достиг возраста восприятия.

ВРИТТИ (Vritti) Это мыслительная волна в уме, которая кружит и кружит вокруг чего-то, подобно водовороту. Вритти приводит человека в состояние смущения, которое длится до тех пор, пока он не предпримет каких-либо мер. Это не прямая мысль, которая приходит и уходит. Напротив, эта мысль упорно продолжает существовать, пока не будут выполне­ны определенные действия.

ВУ-ЛУН (Wu Lun) Китайские мудрецы полагали, что имеется пять основных отношений и что все остальные берут начало или выводятся именно из них. Перечислим эти отношения:

1. Между императором и его подданным.

2. Между отцом и сыном.

3. Между мужем и женой.

4. Между братьями.

5. Между друзьями.

ВУ-ШИН (WuHsing) Это китайское слово для обозначения пяти стихий. К ним относятся:

1. Земля.

2. Огонь.

3. Металл.

4. Вода.

5. Дерево.

ВЫБОР (Choice) — К сожалению, в нашем мире все люди стараются влиять друг на друга. К примеру, христиане всегда пытаются склонить нехристианина к принятию их религии. Создается впечатление, что такие проповедники не совсем уверены в правильности своего выбора вероисповедания. Должно быть, они пытаются склонить другого к своей вере в надежде, что «сообща действовать безопаснее».

Нельзя влиять на чей-либо свободный выбор жизненного и духовного Пути. Если же человеку всегда требуются доказательства, лучше ничего ему не доказывать. Ведь его требование означает, что он не готов к приня­тию своего Пути. Заставлять кого-либо принять определенный Путь воп­реки его или ее воле — это значит просто ухудшать свою карму. Принуж­дение в данном случае бесполезно и не принесет ничего хорошего. Так что если ты очень сильно хочешь сделать кому-то доброе дело, помни, что, пытаясь повлиять на Путь другого человека, ты тем самым вредишь не только ему, но и себе.

ВЫСШЕЕ Я (Overself) В отношении таких понятий, как эго, душа и Высшее Я, существует много недоразумений. Что ж, для того, чтобы разоб­раться в них, нужно помнить о том, что в этой жизни мы во многом подобны куклам. Поэтому можешь посмотреть также словарную статью на букву «К», в которой объясняется понятие «Кукла».

Высшее Я — это душа, супер-эго, сверх-сущность или наблюдатель, который присматривает за нами с другого уровня бытия. Высшее Я — это наше подлинное «я».

Многие люди заявляли, что именно они изобрели понятие Высшее Я. Однако на самом деле это слово происходит от старотибетского выраже­ния, смысл которого может быть переведен так: «Тот, Кто ответствен за все». Поэтому когда мы думаем о себе здесь на Земле, нам следует считать себя куклами, которые болтаются на веревочках, называемых серебряными нитями, и делают все от них зависящее, чтобы выполнять волю Того, Кто ответствен за все.

Если ты большой эрудит, возможно, ты захочешь знать, как будет звучать понятие Высшее Я на санскрите. Итак, на санскрите этому слову соответствует термин Адхъятма, который обозначает энергию, порожда­ющую мир на всех уровнях бытия. Это то ядро, из которого все видимые феномены рождаются и в которое они затем возвращаются.

ВЬЯНА (Vyana) Это особый источник, из которого тело черпает энергию. У мужчины он, в частности, связан с центром простаты. Чрез­мерная сексуальная активность истощает въяну. Именно поэтому многие «мастера», которые на самом деле таковыми не являются, часто твердят, что никто и никогда не должен увлекаться сексом. Это, конечно же, пол­ный абсурд. С таким же успехом можно утверждать, что не существует никаких цветов, кроме черного и белого.

Чистый, правильно направленный секс может способствовать передаче большого количества энергии через спинной канал и тем самым активизировать высшие центры, связанные с духом.

В зависимости от уровня развития личности цвет въяны, который проявляется в области простаты, изменяется от тусклого красно-коричне­вого до бледно-розового.

Г

ГАРМОНИЯ (Harmony) Утверждается, что существует Три Силы Божества. Гармония — одна из этих Сил.

Прежде всего нужно сделать так, чтобы все органы тела человека были в гармонии друг с другом. Если это так, тогда ты оказываешься уравновешенным и здоровым.

Человек с гармоничным умом отличается тем, что наделен чистой любовью и состраданием по отношению к другим, которым он теперь может помогать, не требуя ничего взамен.

Если бы все люди в этом мире были гармоничными, настал бы Золотой Век, потому что в этом случае не было бы никаких проблем со следованием правилу: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

ГАЙЯТРИ (Gayatri) Так называется самая известная . Хрис­тиане читают «Отче наш», который вполне может рассматриваться как христианская мантра. Индусы же повторяют гайятри.

Ежедневно индус выполняет несколько ритуалов, а затем несколько раз произносит гайятри. Вот как звучат ее слова: «Ом, бхур, бхува, сва. Тат савитур вереньям бхарго девасбья дхимани. Дхийо йо на прачодаят. Ом».

В переводе это означает: «Мы медитируем на непреходящем великолепии лучезарного Солнца. Пусть это Солнце дарует нам понимание на благо всем живущим. Ом».

Даже христиане могут повторять эту мантру с большой пользой для себя!

ГИПНОЗ (Hypnosis) Большинство людей не представляют себе, ка­кие ужасные силы таятся в гипнозе. Помни, что его никогда, никогда, никогда не следует использовать, если для этого нет каких-то особых причин.

Любой человек, если он не прошел курс специальной подготовки, может быть загипнотизирован. При этом не играет роли, экстравертный или интровертный это человек: загипнотизирован может быть кто угодно.

Гипнотическое состояние относится к состояниям повышенного вос­приятия. Человек, подвергающийся гипнотическому влиянию, осознает только то, что ему говорит гипнотизер, и не может самостоятельно опре­делить, правду или неправду ему говорят.

Прежде чем гипнотизер подействует на человека, тот должен пове­рить в то, что может быть загипнотизирован. Возможно, сознательно он и не верит в это, но его вера спрятана на подсознательном уровне. Возника­ющее в результате этого несоответствия напряжение помогает гипноти­зеру!

На сеансе гипноза в психике человека происходит особое переподчи­нение. Небольшая сущность, которая осознает хорошее и плохое, удаляется со сцены и больше не оказывает влияния на происходящие процессы. В действие же приходит огромная подсознательная область, составляющая девять десятых внутреннего мира человека.

Подсознание подобно огромному неотесанному мужику, который настолько нерасторопен, что не может отличить хорошего от плохого, однако все же обладает достаточным количеством энергии для того, чтобы кое-как справляться с происходящим.

Когда цензор, занимающий одну десятую нашего ума, не участвует в выборе линии поведения, подсознание может сделать все что угодно.

Гипнотизер может, например, внушить субъекту — то есть гипнотизируемому, — что заряженный револьвер, который тот держит в руках, — это игрушечный пневматический пистолет. Таким образом, если гипноти­зеру удастся убедить подсознание гипнотизируемого в том, что после на­жатия на курок раздастся невинный хлопок, гипнотизируемый может убить ни в чем не повинного человека.

Особенно опасно гипнотизировать людей в состоянии депрессии и внушать им, что они счастливы, потому что это может послужить основой для появления у них невротических привычек, которые намного хуже, чем первоначальная депрессия. Все это может кончиться самоубийством.

Человек, который ходит на вечеринки и экспериментирует там с гипнозом, представляет собой серьезную угрозу для других людей, и поэтому его место — в камере-одиночке. Ведь если этого не сделать, может случить­ся так, что по его вине в этой камере окажется кто-то из его друзей!

Почти каждого можно загипнотизировать, и если это проделать с человеком несколько раз, он может сотворить что угодно. Для этого дос­таточно лишь внушить ему действие таким образом, чтобы он поверил в то, что делает доброе дело. Если это с ним проделано, он теперь готов к тому, чтобы выполнить любую волю гипнотизера. Если кто-то не признает этого, не вызывает сомнений, что он делает это для того, чтобы скрыть особую опасность, таящуюся в гипнозе.

В действительности гипноз представляет собой преступление против Высшего Я, ведь как иначе может быть расценено вмешательство в меха­низмы управления человеческой психикой, которые доступны лишь Высшему Я? Так можно сотворить себе карму, которая потребует многих воплощений для того, чтобы ее улучшить. Таким образом, если у тебя есть желание гипнотизировать или быть загипнотизированным, прежде чем браться за это дело, хорошенько подумай, не следует ли отказаться от своих экспериментов.

В руках хорошего специалиста, — а не комедианта, — гипноз может быть использован в качестве средства узнать о прошлых воплощениях. Человека можно загипнотизировать в присутствии свидетелей, а затем, включив магнитофон, расспросить у него все, что он знает о тех временах, когда в последнем воплощении его еще не было на Земле. Прежде чем гипнотизер сможет заниматься такими экспериментами, не подвергая ни­кого опасности, он должен очень много поработать над собой.

ГЛАЗА (Eyes)Каждый знает, что представляют собой глаза, однако целью включения этого слова в словарь является желание коснуться воп­роса расслабления глаз. Дело в том, что глаза относятся к тем органам, о которых человек заботится меньше всего.

Очень существенно, чтобы во время медитации глаза не были в нап­ряжении. Большинство людей фокусируют глаза на каком-то воображае­мом или даже реальном объекте. Не вызывает сомнений, что это вредно, поскольку приводит к утомлению глаз, мышцы которых остаются в нап­ряженном состоянии.

Следует почаще смотреть в бесконечность для того, чтобы глазные мышцы могли отдохнуть. Ты можешь расслабить глаза, позволяя им блуждать. Если в данный момент ты не медитируешь, дай им возможность поблуждать так, чтобы мускулы оказались расслаблеными. Ведь если глаза долго находятся в одном положении, они быстро устают.

Могу предложить хорошее упражнение для массажа глаз. Закрой глаза руками, а затем медленно сожми ладони так, чтобы они образовали чашу. Таким образом, прижимая края рук к глазным впадинам, ты будешь создавать полость с пониженным давлением воздуха.

Если надавить на кости, окружающие глазную впадину, а затем мед­ленно ослабить давление ладоней, то можно почувствовать в глазном яб­локе слабое натяжение, поскольку давление внутренней жидкости немно­го его выталкивает. Надавливая на глазное яблоко, ты получаешь обратный эффект. Чередование этих действий представляет собой расслабляющий массаж глаз.

ГОЛОВА (Head) Это не просто отросток тела, который возвышается над шеей и наделен зрительными, слуховыми и обонятельными рецепто­рами. Дело в том, что в голове содержится механизм, с помощью которого человек может получать вести от Высшего Я и передавать ему ответные послания.

Голова — это довольно чувствительная часть тела, которая может сильно страдать оттого, что кровь и нервная энергия поступает в нее через узкую шею по узким каналам. Отсюда следует, что положение головы очень важно для того, чтобы не возникало никаких препятствий для сог­ласованной работы головного и спинного мозга.

Очень хорошим упражнением для выработки правильного положения головы является следующее: положи две или три тяжелых книги себе на голову и постарайся сидеть так, чтобы они не падали. Когда это будет у тебя хорошо получаться, положи руки себе на колени и сиди некоторое время неподвижно, а затем пройдись по комнате несколько раз, стараясь двигаться так, чтобы не уронить книги.

Это упражнение не следует путать ни с какими «упражнениями» хатка-йоги, однако несомненно, что оно помогает человеку стать более спо­койным. Выполняя его регулярно, ты станешь не только более спокой­ным, но и улучшишь свою осанку. Кроме того, это просто забавно — уметь ходить и носить на голове целую стопку книг.

Если хочешь сосредоточиться, поставь себе на голову тазик с ледяной водой. Теперь тебе ничего не остается делать, как очень внимательно следить за тем, что находится у тебя на голове.

На Востоке мальчиков, которые проходят испытания прежде, чем стать монахами, иногда заставляют ходить с чашей расплавленного воска на голове. Для того чтобы воск не застывал, в чашу вставляют зажженный фитиль. Несчастные дети должны ходить по коридорам, стараясь сохранить равновесие, ведь если чаша наклонится и воск прольется на одежду, ему придется затем целый день ее чистить.

Однако если человек хотя бы немного продвинулся, ему уже не нужно терять время на подобные занятия.

ГОРОД ДЕВЯТИ ВОРОТ (City of Nine Gates) Этот термин исполь­зуется во многих книгах по оккультизму и метафизике. При этом авторы, скорее всего, стремятся отпугнуть тех, кто несерьезно относится к оккуль­тной литературе, не располагая ни подлинным интересом, ни глубокими знаниями. Они предпринимают описание этого города с целью отвадить поверхностных и просто любопытных читателей.

Город Девяти Ворот, конечно, подразумевает наше физическое тело, имеющее девять отверстий: два глаза, два уха, две ноздри и т. д. — не буду называть остальные отверстия, потому что ты их и так знаешь.

Через каждые из этих ворот может войти «дьявол», который сведет на нет все наши усилия. Например, очень нравственного человека может искушать «дьявол», вошедший через глаза: человек может увидеть то, что возбудит его порочные желания, которые он считал уже пройденным этапом. Можно обнаружить «дьявола», входящего через ноздри. Этот дьявол дает о себе знать, когда человек чувствует запахи, чрезмерно возбуждающие в нем аппетит.

Следует, правда, отметить, что если правильно использовать идею Города Девяти Ворот, то можно достичь неплохих результатов.

ГРАНТИС (Grantis) Это странное слово приблизительно означает «узел». Имеются три таких средоточия: основное, сердечное и межб­ровное.

Рано или поздно каждый, кто движется по духовному пути, должен пробудить свою кундалини. Пробуждение кундалини означает, что человек должен открыть все три средоточия. При этом он освобождается от физи­ческих соблазнов, избавляется от желаний и привязанностей. Для того чтобы открыть первое средоточие, человек должен преодолеть распрост­раненные психологические желания, — в частности, он должен победить свою гордость. Дело в том, что даже некоторые высокие мысли связаны с эгоизмом, и поэтому прежде чем человек сможет двигаться дальше по Духовному Пути, он должен глубоко понять, что «раса, вера и цвет кожи ничего не значат, потому что кровь у всех красная». Другими словами, все люди равны перед Богом.

Открыть третье средоточие на духовном языке означает прорыв к Высшему Я, после чего вы уже никак не ограничены физическим телом. Когда человек открывает третье средоточие, он может уже не возвращаться на Землю, и делает это лишь для того, чтобы помочь другим.

Здесь уместно сделать некоторые комментарии о стадии развития обычных людей. До тех пор пока человек думает о воле, волевых усилиях и здравомыслии, он так же привязан к физическому телу, как и тот, кто мечтает лишь о физической любви и забывает о том, что подлинная лю­бовь возможна лишь на духовном плане.

Многие спрашивают о любви на духовном плане. Это чистая любовь, абсолютная любовь, и ничто не сравнится с чувством пребывания вместе с душой-близнецом. Как бы уродливо ни звучало это понятие — душа-близнец, — оно подразумевает вполне реальную сущность. Когда находишь свою душу-близнеца на уровне Высшего Я, уже больше не нужно возвра­щаться на Землю, если не испытываешь стремления помочь другим.

ГРЕХ (Sin)Что такое грех? Грехом называется то, что священники в данное время считают нежелательным. В действительности же это доволь­но бессмысленное понятие. В настоящее время продолжение рода считается грехом, потому что в Библии сказано, что дети рождаются в грехе. Однако почему так? Ведь без этого не было бы ни священников, ни других людей.

Прежде всего нужно отметить леность. Если человек небрежен, он может оказаться в ситуации, в которой будет вынужден голодать и мерз­нуть. При этом может случиться, что страдания заставят человека искать возможности избежать голода и боли. Эти поиски доставляют человеку удовольствие, когда он здоров и обеспечен.

Привыкание к удовольствию от удовлетворения потребностей по­рождает желание постоянно получать это удовольствие, а значит, активно стремиться к нему. Это стремление входит в привычку, беспокойство становится нормой жизни.

Вследствие навязчивого стремления к удовольствиям человек стано­вится небрежным, и тело снова начинает страдать. В погоне за удовольствием мы переедаем, и это порождает страдания. Страдания побуждают нас к мышлению — которое само по себе довольно уникально! Мы обдумываем причины своих страданий и решаем не причинять страдания дру­гим, не делать того, что может послужить причиной для их страданий. Таким образом мы приходим к умеренности во всем.

Однако большинство все же продолжают поступать по-старому, по­тому что им хочется сделать что-то «еще разок». До тех пор пока этот «еще разок» довлеет над нами, не может быть никакого прогресса. Развитие возможно только тогда, когда мы едим для того, чтобы жить, а не наоборот.

ГУРУ (Guru)Это великолепное, но зачастую неправильно понимае­мое слово означает просто «авторитетный человек».

В общепринятом смысле Гуру означает «тот, к чьим словам следует прислушаться». Гуру — это духовный Учитель, который должен сам быть просветленной душой, тем, кто поднял в себе кундалини и знает, как ее поднять у других.

Когда ученик готов, Наставник появляется сам. Ученик не может и никогда не должен заявлять, как сейчас принято: «Покажите мне Великих Мастеров, пусть они придут ко мне, и тогда я поверю в них». Наделенные замечательными способностями восприятия адепты, которые очистили и развили себя, не способны обучить тех, кто ничтожно блеет о том, что достоин Великих Учителей. О незрелом, несовершенном человеке, кото­рый требует, чтобы Учитель принял его в качестве своего ученика, можно сказать лишь, что он препятствует собственному росту.

Здесь следует привести поучительный пример. Недавно я получил из Англии письмо от какого-то чудака, который самым велеречивым образом заявил мне: «Мистер Такой -То готов принять Лобсанга Рампу в качес­тве своего Учителя, если Лобсанг Рампа докажет ему, что может делать все то, о чем пишет». Что же касается Лобсанга Рампы и ему подобных, то, получив такое письмо, им ничего не остается сделать, как бросить его в

мусорную корзину и с грустью вздохнуть о том, как сильно заблуждаются те, кто пишет подобные письма.

Подлинный Гуру, который достоин этого слова, столь же редок, как и лошадь с перьями. Дело в том, что подлинный Гуру должен быть более или менее безгрешным, лишенным эгоистических побуждений и желания дос­тичь славы. Зачастую бедняга должен жить практически без всяких средств к существованию. Разумеется, может случиться и так, что Гуру достаточно состоятелен и имеет во что одеться.

Помни, помни и еще раз помни: когда ученик готов, Наставник появ­ляется сам. Ученик, каким бы неподготовленным он ни был (если бы он был подготовленным, он не был бы учеником!), никогда, никогда, никогда не имеет права утверждать, что он готов к тому, чтобы начать учиться. Если он так говорит, так и знай, что еще не готов.

ГУРУБХАЙ (Gurubhai)Так называют себя ученики мужского пола, занимающиеся под руководством одного и того же Учителя. Мне следует, наверное, также привести слово, соответствующее женскому полу, потому что в наши дни леди — так называемый слабый пол — во всем, что касается духовности, зачастую оказываются сильнее. Итак, дамы, если вы занимаетесь под руководством одного и того же Наставника, вы являетесь гурубхагини.

Гуру нередко называют «Мастер». Это полностью, абсолютно и всеце­ло неверно. Гуру есть Гуру, «авторитетный советчик», но не Мастер. Слово «Мастер» подразумевает того, кто заставляет ученика что-либо делать, тогда как Гуру лишь советует и предоставляет ученику полную свободу действий. Поэтому, пожалуйста, никогда не говорите «Мастер»: используйте слова «Гуру», «наставник», «учитель» или какое-либо другое. Однако почему бы не остановиться на «Гуру».

Д-И